Цели воспитания детей

Чтобы говорить о целях воспитания, надо ответить на вопрос: а как они появляются?

Можно говорить о том, что в формировании целей отражаются многие объективные причины (и психическое развитие, и достижения философии и педагогики, и уровень общественной культуры). Но вместе с тем, главным фактором, определяющим воспитание, является политика, идеология государства.

Надо понимать, что воспитательные цели не могут быть сформулированы раз и навсегда – они изменяются от конкретно – исторического характера.

Если мы пройдёмся по историческим эпохам, то увидим, что при первобытном строе воспитание должно было обеспечить существование человека. Это значит, основной целью ставились трудовые навыки: охота, рыбалка, изготовление одежды, защита.

При рабовладельческом и феодальном строе (эпоха древнего мира и  средних веков) наличие разных социальных классов требовало разных целей воспитания.

С одной стороны – воспитание господ, приобщение к искусству, наукам, умение приобретать богатства, защищать свои владения.

С другой стороны – полная покорность, смирение.

В эту эпоху всё больше образованных людей приходят к выводу о том, что воспитание должно быть равным, что все дети одинаково должны развивать свои способности.  Ещё итальянский философ Кампанелла Томмазо, живший на стыке XVI – XVII веков, считал, что обязательное для всех образование должно сочетаться с физическим, нравственно-эстетическим, трудовым и профессиональным воспитанием.

 Цели современного воспитания детей

Эпоха нового времени внесла мало изменений в  цели воспитания. Сохраняется классовость. Но именно тогда начал осмысливаться и обобщаться опыт воспитания подрастающего поколения.

ВНИМАНИЕ! Чувствуете одиночество? Теряете надежду найти любовь? Желаете наладить свою личную жизнь? Вы найдете свою любовь, если будете использовать одну вещь которая помогает Мэрилин Керро, финалистке трех сезонов Битвы Экстрасенсов.
Подробнее…

Вы спросите: а как же классики педагогики определяли цели воспитания?

Наиболее известные в педагогике люди также по-разному формулировали цели.

Чешский педагог Ян Амос  Коменский (XVII век) считал главной целью воспитания развитие ума, нравственности и воли. По его словам, детей необходимо сначала приучать к благочестию, потом к добрым нравам и, наконец, к полезным наукам.

Английский философ и педагог Д ж. Локк считал главной целью воспитания создание человека,  человека деятельного и инициативного, обладающего острым умом и практическими знаниями.

Иоганн Генрих Песталоцци — крупнейший швейцарский педагог —  возлагал надежды на правильно организованное воспитание с обязательной подготовкой к труду и участием в нём. Его цель воспитания в развитии способностей и дарований, заложенных в  человека природой, в постоянном их совершенствовании.

Каждый из педагогов рассматривал процесс воспитания по-своему, но все они стремились к одной цели – воспитанию развитой личности, которая, к тому же, соответствует определённому обществу.

Мы, конечно, не можем не поговорить о русских учёных и теоретиках, уделяющим в своё время большое внимание вопросам воспитания.

В. Г. Белинский видел цель воспитания в становлении борца за свободу и равноправие.

А. И. Герцен — в подготовке свободной личности, борющейся с общественным злом.

Н. Г. Чернышевский – в подготовке человека общественного, прямого и честного, идейного.

Константин Дмитриевич Ушинский – в нравственном развитии, в подготовке к свободному творческому труду.

Какой же вывод можно сделать сегодня?

Наивысшая цель воспитания – это совершенный во всех отношениях человек, некий идеал, к которому должно стремиться всё воспитание. Цель же общества – обеспечить всестороннее развитие каждого человека, независимо от его национальности, вероисповедания, сословия.

Цель современного воспитания — "Личность, способная строить жизнь, достойную Человека".

 

Наталья

Читайте другие интересные рубрики

Оставьте комментарий